Что такое франчайзинг?

Франчайзинг, франшиза или коммерческая концессия - все это синонимы, обозначающие вид отношений между субъектами рынка, при которых за плату (роялти) одна сторона (так называемый франчайзер) передает другой (фрпанчайзи) право на ведение определенного вида бизнеса с использованием разработанной бизнез-модели. Франшиза является развитой формой лицензирования, при которой франчайзер предоставляет франчизи право действовать от собственного имени, используя бренды, а также товарные знаки франчайзера.
Проще говоря, в данном случае одна сторона арендует готовый бизнес (коммерческое обозначение или торговый знак) у другой. Использование франшизы регламентируется с помощью договора между обеими сторонами. Содержание данного документа может быть разным по контексту и по сложности. Зачастую договор регламентирует сумму отчислений за аренду франшизы.
Данная сумма может быть фиксированной, одноразовой за определенный период или в виде процента от продаж. Денежные отчисления могут и отсутствовать, но в данном случае франчайзи обязан покупать определенное количество товара, услуг или работ у франчайзера.
Отдельным пунктом в договоре могут быть предусмотрены условия использования бренда и/или торгового знака. Данные требования могут быть довольно простыми: например, когда франчизи имеет право применять бренд в конкретных отраслях. Но могут быть и более жесткими: например, когда франчайзи берет на себя обязательство использовать в магазине оборудование точно в соответствии с требованиями франчпйзера - начиная с размеров и цветов полок, и заканчивая униформой персонала.
Филипп Котлер (профессор международного маркетинга в Высшей школе менеджмента Северо-Западного университета США) выделяет следующие основные признаки франчайзинга:
- франчайзер предоставляет франчизи готовую систему ведения бизнеса;
- франчизи выплачивает франчайзеру начальный взнос за возможность стать частью системы;
- франчайзер получает определенные отчисления за использование франчизи своего бренда или товарного знака.
Стоит отметить, что франчайзинг не предусматривает передачу всех мощностей компании в распоряжение арендатора, а только определенной части, при этом оставляя за собой право, иметь некоторое количество объектов в “личной” собственности.