Госдума ввела запрет на рекламу любого алкоголя на интернет-сайтах и в печатных СМИ

08.05.2012

Депутаты Государственной думы утвердили в среду законопроект, вводящий запрет на рекламу любого алкоголя на всей сайтах сети интернет, а также в печатных СМИ, передает ИТАР-ТАСС. Между тем эксперты уже высказали предположение, что запрет рекламы алкоголя в рунете лишь уведет ее за рубеж.

Как сообщил председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, ко второму чтению поступило шесть поправок, пять из которых рекомендованы к принятию. "Поправки, рекомендуемые к принятию, позволяют установить запрет на распространение рекламы алкогольной продукции любой крепости в периодических печатных изданиях и во всей сети интернет", - сообщил он.

Редакцией законопроекта, принятой в первом чтении, предусматривался запрет рекламы алкоголя на сайтах, зарегистрированных в качестве интернет-СМИ.

Кроме того, были поддержаны поправки, запрещающие с 1 января 2013 года рекламу любой алкогольной продукции в периодических печатных изданиях.

До 31 декабря 2012 года реклама алкоголя с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции в печатных СМИ разрешается.

В соответствии с действующим законодательством, реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, на обложках журналов, телевидении, радио, при кино- и видеобслуживании, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских и других подобных учреждениях, а также на расстоянии не ближе чем 100 метров от них.

С 23 июля 2012 года, помимо всех видов общественного транспорта, реклама алкогольной продукции будет запрещена также в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, за исключением мест розничной продажи алкогольной продукции.

Ранее предполагалось, что с 23 июля должна была вступить в силу норма, разрешающая рекламу алкогольной продукции с содержанием пять и более процентов этилового спирта в стационарных торговых объектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе в их дегустационных залах), а также в печатных изданиях и в сети Интернет.

По словам авторов, пишет в среду "Коммерсант", поправки необходимы для "создания условий, препятствующих потреблению молодыми людьми алкогольной продукции, в том числе и пива". В тексте законопроекта говорится, что вступление его в силу должно быть с момента принятия, однако господин Руденский вчера заявил, что запрет на рекламу алкоголя в печати планируется ввести с 1 января 2013 года. "Периодические печатные издания заключают договоры с рекламодателями на один год, и введение переходного положения позволит сторонам выполнить условия по договорам", - пояснил он.

Доля рекламных поступлений от производителей крепкого алкоголя и пива для печатных СМИ, по данным "Видео Интернешнл" за 2011 год, составляла всего 3,8% - 1,1 млрд рублей и 0,1 млрд рублей соответственно. Тем не менее заместитель гендиректора ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст считает возможный полный запрет на рекламу алкоголя и пива плохой новостью для издателей, поскольку это все же "ощутимые деньги". "Газеты читают зрелые люди, и рекламу алкоголя в прессе сложно обвинить в причастности к спаиванию молодого поколения", - убежден Гемст.

В Diageo (водка Smirnoff, виски Johnny Walker) предложенные ограничения назвали чрезмерными. "Не существует доказательств, что такие запреты действительно способствуют снижению уровня злоупотреблений алкоголем", - отмечает директор по корпоративным отношениям Diageo Елена Кузнецова. Гендиректор "Кристалл-Лефортово" (водка "Старая Москва") Виктор Алексеев уверен, что у производителей алкоголя должна оставаться возможность доносить информацию о продукте до потребителя: "При том многообразии алкогольной продукции, которое существует сейчас, реклама в печати и интернете - важный инструмент продвижения". У "Кристалл-Лефортово", по данным господина Алексеева, сейчас около 40% рекламного бюджета приходится на рекламу в печати. Директор агентства Kaufman Станислав Кауфман говорит, что у отдельных компаний эта доля может достигать 70-75%.

Запрет рекламы алкоголя в рунете уведет ее за рубеж

Запрет на рекламу алкоголя в интернете, предусматриваемый находящимся в Госдуме законопроектом, на практике будет трудно выполним и может повлечь отток рекламодателей на зарубежные сайты, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты и представители рынка.

По его словам, регулирование рекламы в интернете вызывает пока вопросы, но после принятия закона депутаты будут дорабатывать и регулировать процесс. "Там есть такая проблема небольшая с зарубежными сайтами, которые могут использовать наши пробелы, но, думаю, что мы подзаконными актами это решим", - отметил один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.

"В случае, если закон будет принят, вполне реальной выглядит перспектива постепенного ухода рекламы алкоголя, особенно элитного, на зарубежные сайты, в том числе их русскоязычные версии", - сказал и руководитель отдела интернет-исследований аналитического центра рекламного холдинга "Видео Интернешнл" Алексей Беляев.

На его взгляд, данная мера вряд ли сможет полностью запретить рекламу алкоголя в интернете, но может стать инструментом для оказания давления на отдельные площадки. По словам Беляева, пока в законодательстве РФ нет достаточно четких определений, что такое "сеть интернет", неясно и то, как можно там запретить или ограничить рекламу и вообще пытаться регулировать то, что не относится к российской юрисдикции. В любом случае есть много популярных зарубежных интернет-ресурсов, которые с радостью разместят русскоязычную рекламу, ориентированную на российских пользователей, подытожил он.