Не все рейтинги одинаково полезны

01.12.2011

С середины марта индекс ММВБ успел потерять более 100 пунктов и опуститься до значения 1500. Сам по себе этот показатель частному инвестору не говорит ничего, если только не уточнять, что за этот период индекс дважды практически достигал порога в 1500 пунктов и дважды резко отскакивал вверх. Так сразу и не ясно, как заработать на этих метаниях.

Еще пять лет назад было существенно проще: рынки безостановочно росли, покоряя все новые вершины, и убыточные варианты пришлось бы еще поискать частный инвестор мог инвестировать любым приглянувшимся ему способом, и через год обычно был в плюсе. В 2008 году кризис внес свои коррективы, и с тех пор рынки лихорадит. Подходить к выбору управляющей компании и стратегии стоит более внимательно, основываясь на объективных данных.

Самый простой способ для граждан, имеющих отдаленное представление о коэффициентах Шарпа и Сотино, выбор УК на основе различных рейтингов.

Способ простой, но тем не менее требующий внимания. Первое, на что стоит обратить внимание, вы ни за что не догадаетесь название рейтинга: в нем кроется очень многое. ейтинги, ранжирующие управляющие компании по чистой прибыли, заработанной ею, непригодны для руководства в принятии инвесторами решений. Вы же планируете покупать инвестиционные продукты компании, а не долю в ней, так что вам нет никакого дела до того, сколько миллионов долларов компания потратила на более высокие, чем у конкурентов, технологии или на переманивание звездных сотрудников и как данные затраты отразились на балансе компании. Может быть, у такой компании далеко идущие планы и впереди успешное будущее, в преддверии чего на развитие бизнеса и направляются значительные средства.

Еще один параметр, косвенно отражающий привлекательность управляющих компаний, притоки или оттоки средств в паевые инвестиционные фонды (ПИФы) за определенный период времени. Это похоже на выбор автомобиля на основе данных о продажах: очевидно, что высокие продажи хороший показатель, но вряд ли это может быть основой для принятия финального решения, ведь что вы как клиент получите от своей массовости?

Помимо выбора компании возникает вопрос: какой выбрать продукт и стратегию. Если смотреть на этот вопрос опять же через призму рейтингов, то вы увидите лишь один продукт, который поддается классификации, ПИФ. Именно ПИФы, будучи массовыми и прозрачными продуктами (данные по ним публикуются регулярно в открытых источниках), поддаются классификации. Но и тут есть свои нюансы, которые надо учитывать, выбирая ПИФ.

Логика выбора показательного рейтинга схожа с выбором управляющей компании: важно понимать, что приток/отток средств или пайщиков дадут лишь очень косвенное понимание об истинном состоянии ПИФа и еще меньше ответят на вопрос о том, стоит ли в него инвестировать. Ответ на последний вопрос основывается на вашей готовности рисковать: ведь чем больше вы рискуете, тем больше можете заработать. Или потерять как повезет.

Наиболее консервативными (и безопасными) ПИФами являются фонды облигаций, однако и здесь может быть подвох. Обратите внимание на структуру ПИФа (обычно ее можно скачать на сайте компании в разделе аскрытие информации): если в его состав входят акции и/или облигации компаний, о которых вы никогда не слышали, смело отказывайтесь от подобных инвестиций, поскольку это скорее не консервативное вложение, а инвестиции в темных лошадок. Кроме того, при поиске тихой гавани лучше выбирать средний или даже ниже среднего рейтинг доходности. Тише едешь дальше будешь, как говорится.

Управляющие компании часто подчеркивают, что тот или иной ПИФ стал чемпионом в прошлом году или хорошо растет с начала текущего, однако не стоит обращать на это особое внимание вы ведь инвестируете не на квартал или даже год, так что и результаты надо смотреть на большем интервале времени, желательно пять-семь лет. Если управляющая компания занимала ведущие позиции в рейтингах до кризиса 2008 года, затем пикировала вместе со всем рынком в кризис, а потом, во время периода роста, существенно отстала от коллег, вряд ли она заслуживает внимания, поскольку не так уж сбалансированы были ее ПИФы.

В конечном счете вопрос выбора управляющей компании упирается в рейтинги этих компаний и умение читать информацию, которая в них представлена. Помните, что не все рейтинги одинаково полезны для принятия решения. Так, детей в школе к доске вызывают по алфавиту, на уроках физкультуры строят по росту, в Зарнице через реку переправляют по весу параметров для ранжирования чего бы то ни было очень много, обращайте внимание только на те, что важны для достижения именно ваших целей.