Пенсионные фонды потеряли на заявлениях 2 млрд рублей

17.02.2012

Прошлогодняя кампания по сбору денег «молчунов» лишний раз показала ущербность системы продаж, сложившейся на российском пенсионном рынке. Из 4,8 млн заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений из Государственной управляющей компании — ВЭБа в частные УК и НПФ было удовлетворено только 3,9 млн. Даже с учетом рекордного оттока «молчунов» из ВЭБа (почти вдвое выше, чем в 2009 году) рынок негосударственного пенсионного страхования потерял пятую часть клиентов. Прямые убытки фондов и управляющих от неполученных пенсионных денег оцениваются в 2 млрд руб.

БК daily стали известны итоги кампании 2010 года по переводу гражданами пенсионных накоплений из ВЭБа в НПФ и УК. Всего в прошлом году 4,77 млн «молчунов» решили доверить свои будущие пенсии частному сектору (по итогам 2009 года 2,16 млн сменили УК или НПФ).

Большинство (3,4 млн человек) решило выйти из разряда «молчунов» и передать свою пенсию в НПФ. Тогда как вернулись назад в ВЭБ только 58 тыс. человек

После прошлогодней пенсионной кампании в активах НПФ и УК оказалось больше 11 млн счетов будущих пенсионеров, при том что, по оценкам ПФ , число всех граждан, у которых формируются пенсионные накопления, превышает 71 млн человек.

«Эти результаты — лучший ответ сторонникам отмены накопительной части пенсии, — радуется глава НАПФ Константин Угрюмов. — Люди стали более осознанно подходить к вопросу своей будущей пенсии, чему поспособствовала информационная работа НПФ и ПФ , а также развернувшаяся дискуссия вокруг пенсионной реформы». Ему вторят и другие эксперты, считающие, что активность граждан напрямую связана с опасениями, что государство отменит накопительную часть пенсии и перекроет возможность распорядиться деньгами, которыми управляет ВЭБ.

Президент НПФ «Норильскй никель» Сергей Пучков также отмечает возросшую конкуренцию между фондами и увеличившееся число переходов клиентов между фондами. По итогам 2010 года их было уже 426 тыс. человек, тогда как в 2009-м всего 195 тыс. «У нас ожидается около 80 тыс. клиентов из других фондов, — говорит он. — И это не слишком радует, поскольку переманивать участников у других конкурентов не всегда экономически эффективно — нет гарантий, что они останутся у нас». Поэтому, по словам г-на Пучкова, в этом году фонд будет менять систему работы с агентами, стимулируя приток клиентов прежде всего из ПФ .

В прошлом году серьезно подпортили успехи негосударственного пенсионного рынка не только выросшее число переходов из одного фонда в другой (что фактически означает, что фонды ежегодно перекупают друг у друга одних и тех же клиентов), но и огромное число «забракованных» договоров, по которым ПФ отказался перечислить деньги в частные УК и НПФ. В прошлом году число отказов было около 300 тыс., а по итогам кампании 2010 года их число достигло свыше 900 тыс. В Пенсионном фонде в пятницу подтвердили эти цифры, сообщив, что официально итоги будут опубликованы в начале недели. Представитель ПФ Маргарита Нагога отметила, что хотя абсолютные цифры не прошедших экспертизу в ПФ договоров выросли, но по сравнению с 2009 годом доля «выбраковки» не стала выше. «Если по итогам года ПФ отказался утвердить 81,7% поступивших от НПФ договоров, то сейчас только 80,7%», — сообщила она. По словам г-жи Нагоги, страдают фонды, не только активно работающие с агентами, но и развивающие собственную филиальную сеть.

По информации БК daily, почти все крупные НПФ недосчитаются своих клиентов. Например, НПФ «Промагрофонд» в начале года сообщил ,что собрал 350 заявлений граждан, однако ПФ утвердил только 315 тыс. У НПФ Сбербанка вместо заявленных 280 тыс. ПФ утвердил только 184 тыс. договоров, а у НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» из 350 тыс. договоров прошла только 281 тыс. Еще больше потери у НПФ «Благосостояние» (из 457 тыс. договоров утверждено 309 тыс.) и у НПФ «Норильский никель» (из 562 тыс. договоров ПФ одобрил 381 тыс.). Представители НПФ говорят, что реальные цифры потерь все же ниже, поскольку ПФ не учитывает договоры, поступившие в фонды в течение года, а также переходы из других НПФ.

«Мы собрали свыше 240 тыс. клиентов, — утверждает глава НПФ Сбербанка Галина Морозова. — Порядка 60 тыс. договоров к нам пришло в течение года, потому что люди вступали в программу софинансирования, эти реестры ПФ передавал в прошлом году». По ее словам, также порядка 10 тыс. человек перешли из других фондов. В НПФ «Норильский никель» в рамках софинансирования пришло около 20 тыс. клиентов и еще 80 тыс. человек, по информации фонда, «перешедшие». «Данные по неутвержденным договорам пока рано считать катастрофическими», — говорит исполнительный директор Промагрофонда Ольга Буланцева, сообщившая, что в ее фонд в течение года пришли 150 тыс. клиентов. «По мере того как растет рынок негосударственного пенсионного обеспечения, будет расти и число переходов между фондами, и число «выбракованных» договоров, — говорит она. — Надо сравнивать не абсолютные цифры, а соотношение между привлеченными и не прошедшими проверку ПФ договорами».

При этом в НПФ признают, что такое огромное число отбракованных ПФ договоров ведет к колоссальным убыткам. «В прошлом году с учетом возросших комиссий агентам средняя стоимость привлечения одного клиента составляла около 2 тыс. руб., — говорит глава одного из крупных фондов. — Легко подсчитать, что тот же НПФ «Благосостояние», недополучивший 150 тыс. клиентов, потерял около 300 млн руб., НПФ «КИТ Финанс», которому завернули 50 тыс. договоров, — 100 млн руб.». По словам эксперта, такая ситуация вряд ли будет долго устраивать учредителей фондов, поэтому он не исключает, что в этом году рынок НПФ ждут серьезные кадровые перемены, а также активизация процессов слияний и поглощений мелких фондов крупными.