Потеряли миллион пенсионеров

30.10.2011

На днях Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФ ) обнародовала информацию о деятельности пенсионных фондов, однако она разошлась с данными, опубликованными ранее самими НПФ. Часть фондов недосчиталась более миллиона «молчунов», а у некоторых их вообще не оказалось. Участники пенсионного рынка считают, что в искажении данных виноват Пенсионный фонд оссии (ПФ ), не предоставивший вовремя реестры застрахованных лиц. В Пенсионном фонде отвечают, что в путанице виновны сами нерасторопные НПФ.

Если говорить о материальной стороне дела, то пострадавших в этой истории нет, чего не скажешь об имидже многих НПФ, данные которых неожиданно разошлись со статистикой, опубликованной ФСФ . Например, НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», по версии службы, к 1 апреля 2010 года довел число своих клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) до 821 тыс.

Однако на своем сайте он сообщает, что их число по итогам 2009 года превысило 1,1 млн человек.

Аналогичные расхождения с официальными данными выявились и у других фондов. Так, НПФ «Газфонд» недосчитался 60 тыс. клиентов, НПФ электроэнергетики — 272 тыс. (более половины базы по ОПС). А у НПФ «Транснефть», объем пенсионных накоплений которого превышает 645 млн руб., «молчунов» вообще не оказалось.

Участники рынка говорят, что, судя по статданным ФСФ , прошлогодняя кампания отражена не полностью: ведь по итогам прошлого года ПФ принял от граждан около 1,8 млн заявлений о переводе накоплений в НПФ, а если опираться на информацию ФСФ , то их число за год изменилось всего на 600 тыс., то есть две трети «молчунов» просто испарились.

В «ЛУКОЙЛ-Гаранте» вчера БК daily подтвердили, что число клиентов фонда по ОПС превышает 1,1 млн человек. Как заявил представитель фонда, «данные ФСФ не учитывают кампанию прошлого года, это произошло потому, что уведомление из ПФ о внесении изменений в реестр застрахованных лиц, где содержатся данные о точном количестве принятых заявлений о переходе граждан в НПФ, поступило 2 апреля, а это уже следующий отчетный период». Ана­логичные объяснения дали и другие фонды.

Исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева сказала, что ПФ не успел до 1 апреля подвести итоги по пенсионной кампании прошлого года. «Мы просто не могли включить в отчетность, сданную в ФСФ , заявления тех граждан, по которым не получили данных из Пенсионного фонда», — пояснила г-жа Буланцева.

Глава НПФ Сбербанка Галина Морозова говорит, что раньше ПФ всегда готовил данные реестров к концу марта. «Я не исключаю, что некоторые фонды дают статистику исходя из поступивших данных ПФ , а некоторые просто дают информацию о числе заключенных с клиентами договоров», — отметила г-жа Морозова. По ее словам, конечные данные могут существенно корректироваться, например из-за ошибок при оформлении заявлений или же из-за недобросовестных агентов, «клонирующих» заявления.

Справедливости ради стоит отметить, что у некоторых игроков статданные все же сошлись. У НПФ «Благосостояние», волей регулятора перемещенного в лидеры рынка по числу застрахованных лиц, опубликованные им данные (1,041 млн человек) совпали с информацией ФСФ . С небольшими погрешностями статистика сошлась и у НПФ «Большой ПФ», и у НПФ «Первый национальный фонд».

В «Газфонде» БК daily заявили, что по итогам года у фонда есть 236 тыс. клиентов по ОПС. «Эти сведения мы направили в ПФ , — говорит представитель «Газфонда». — Однако из Пенсионного фонда к 1 апреля мы получили данные о 175 тыс. застрахованных лиц — их мы и отправили в ФСФ ».

В ПФ подтвердили, что передача реест­ров в ряд фондов была задержана до 9 апреля. «Но причиной тому были сами участники рынка, которые по несколько раз уточняли передаваемые в ПФ базы данных», — заявил БК daily представитель ПФ , уточнив при этом, что фонды, которые сразу передали выверенные базы, получили реестры вовремя.

В ФСФ отказались от комментариев.