Понятие франчайзинга

Франчайзинг – это один из видов современных рыночных отношений между субъектами, когда франчайзер передает франчайзи за определенную плату, которая называется роялти, право на какой-то из видов бизнеса, используя уже готовую модель его разработки и развития. Можно смело говорить, что франчайзинг – это одна из особо сильно развитых разновидностей лицензирования, в которой одна сторона дает возможность лругой стороне действовать от своего имени (от имени франчайзера), используя при этом также торговые марки и товарные знаки, разработанные франчайзером.
Если мыслить менее глобально и более приземисто, то франчайзинг – это банальная аренда коммерческих обозначений и товарных знаков. Их использование полностью регламентируется и прописывается в специальном договоре, который заключают франчайзи и франчайзер. Содержание этого договора изменяется в зависимости от ситуации. Он может быть очень простым, а может быть очень сложным, вплоть до указания мельчайших подробностей использования коммерческого обозначения.
Как правило, в договорах сразу же прописывается сумма отчислений за использование торгового знака или марки. Сумма также варьируется от условий – она может быть выплачена единожды, или же отчисления происходят от каждой продажи продукта с торговой маркой, которую сдают в аренду. Условия использования товарного знака также прописываются в договоре. Они могут быть как очень мягкими, так и очень жесткими. Например, франчейзер может прописать все до мелочей – как должны выглядеть полки, или какой должна быть униформа сотрудников.
Отчисления от сдачи в аренду торгового знака обычно используются в качестве инвестиций. То есть, денежные средства, полученные в ходе использования франчейзи торгового знака франчейзера, могут быть пущены на улучшение и усовершенствование бизнеса, который представляет торговая марка, находящаяся в данный момент в собственности франчейзи. Таким образом в выигрыше остаются обе стороны, каждая имеет с этого свою личную выгоду, что важно для развития.